Частные инвестиции поставили на карту. Правительство утвердило план для инфраструктурной ипотеки

Частные инвестиции поставили на карту. Правительство утвердило план для инфраструктурной ипотеки

Белый дом завершил работу над планом мероприятий по развитию инфраструктурной ипотеки — документ, вызвавший споры Минэкономики и Минфина, утвержден премьер-министром Дмитрием Медведевым. Идея создания фонда инфраструктурной ипотеки, ставшая главной причиной разногласий, в итоговый план не вошла. К маю ведомствам необходимо уладить спор, возникший уже между Минэкономики, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минтрансом — о разграничении госзакупок и концессий.

Правительство утвердило подготовленную Минэкономики «дорожную карту» по развитию инструмента ГЧП — инфраструктурной ипотеки, сообщил вчера на совещании в Горках Дмитрий Медведев. По словам премьера, в развитие инфраструктуры за последние годы привлечено «довольно много» частных инвестиций, но в целом их общий объем пока «крайне невелик» — около 1% вложений. «Во многих странах вклад частных инвесторов в финансирование инфраструктуры достигает 20%»,— добавил премьер. Планы чиновников предусматривают выход на такой уровень. По оценке Национального центра ГЧП, в случае финансовой поддержки к 2022 году общий объем инвестиций в инфраструктуру может достичь 4% ВВП и 20% может быть привлечено за счет частных инвесторов и механизмов ГЧП.

Напомним, инфраструктурная ипотека — это механизм ГЧП, при котором инвесторы реализуют инфраструктурные проекты в пользу государства за счет долгового финансирования. Подходы к этому вопросу вызвали разногласия между Минэкономики и Минфином (см. “Ъ” от 16 февраля). В итоге самый спорный момент — идея Минэкономики создать фонд инфраструктурной ипотеки — в итоговую версию плана не вошел. Утвержденная «дорожная карта» предусматривает передачу полномочий по выработке госполитики в сфере ГЧП и концессий Минэкономики (за исключением вопросов бюджетного законодательства), создание профильной правкомиссии, отбор пилотных проектов ГЧП и концессий для предоставления господдержки. К маю должны быть подготовлены законопроекты, предусматривающие возможность участия в концессии нескольких публично-правовых образований (в том числе разных уровней власти) и проведение параллельного конкурентного финансирования (для выявления лучших условий его привлечения). Появятся возможность заключения концессий в отношении объектов незавершенного строительства, а также преференции в конкурсе для инициатора проекта ГЧП.

К этому же времени ведомствам предстоит поставить точку в споре о разграничении госзакупок и концессий — должен быть разработан законопроект, уточняющий критерии реализации проекта через механизмы ГЧП и концессии. Необходимость в этом возникла после разногласий между Минэкономики, Минтрансом и ФАС по аннулированному конкурсу на строительство автодороги в Башкирии. После этого ФАС предложила свой способ разграничения двух механизмов (см. “Ъ” от 29 июня 2017 года) — как вчера пояснил “Ъ” замглавы службы Рачик Петросян, разработка таких поправок ведется. «Разница между концессиями с полным бюджетным финансированием и госзакупками должна заключаться во времени компенсации государством затрат инвестора»,— пояснил чиновник. По его словам, по 44-ФЗ объекты должны строиться, если деньги у государства есть прямо сейчас, а по закону о концессиях — если оно компенсирует инвестору затраты значительно позже, после ввода построенного объекта в эксплуатацию.

Председатель правления Национального центра ГЧП Павел Селезнев полагает, что любые формальные разграничения госзаказа и концессий навредят рынку — сейчас в России заключено уже более 2,5 тыс. концессий в разных отраслях и на разных условиях. По его мнению, единственный путь — это предоставить сторонам максимальную гибкость в структурировании проекта и параллельно развивать институт оценки сравнительного преимущества, позволяющий определить оптимальную форму реализации проекта для бюджета.


https://www.kommersant.ru/doc/3570065